Особенности ремонта рулевого маятника на автобусах, фурах и спецтехнике

Для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники, при условии, что они оснащены задним и передним приводом, характерно использование в конструкции маятникового рычага. Такая схема относится к устаревшим, сегодня на смену ей пришла шестерня-рейка, где такого элемента просто нет. В то же время у конструкции, для которой характерно использования маятника, имеется существенный плюс — это исключительная надежность, которой вряд ли можно добиться, используя рулевое управление в том виде, как его используют его сегодня.

Если рассматривать схему конкретного узла, то можно отметить её схожесть с аналогичной для системы редуктора. В то же время к этому приспособлению водителю особых усилий прикладывать не требуется. Маятниковый рычаг также оснащен сошкой с рулевой тягой и вертикальной осью. Сила, которая прикладывается и к рычагу, и к рулю, направляется по тяге, расположенной по центру, которая выступает в качестве соединяющей.

Маятниковый рычаг исключительно надежен, а потому в современных грузовиках он используется по сей день, что особенно актуально, если учесть, что такая техника используется преимущественно для работы, а потому простаивать не должна. Учитывая, что этот элемент располагается в нижней части капота, оптимально осматривать и ремонтировать его, используя для этого подъёмник или смотровую яму.

Принцип действия

Корпус такого узла оснащен отверстиями и приливами. По центральной части цилиндров имеется специальный осевой промежуток, к нижней части крепится рычаг — он выступает в качестве точки опоры для тяги.

От оси зависит способность рулевого колеса к движению. Именно поэтому такой механизм именуется маятниковым. Корпус его изготавливается обычно из чугуна или алюминиевого сплава – материалов, минимально подверженных истиранию.

При помощи маятникового рычага оба колеса разворачиваются в одну и ту же сторону одновременно. Таким образом, передается усилие, создаваемое посредством вращения руля. От него вал редуктора воздействует на тягу. В итоге колёса по передней или задней оси разворачиваются одновременно – именно так полноценно функционирует коммерческая техника. Простои для нее неизбежно оборачиваются существенными убытками, а потому при возникновении каких-либо неисправностей затягивать с диагностикой и ремонтом крайне не рекомендуется.

Причины неисправности рулевого маятника автобусов, фур и спецтехники

Данный узел относится к числу самых уязвимых среди других механизмов транспортных средств, связано это с тем, что колёса перемещаются по дорогам, далеким от совершенства, подвергаются ударам, которые естественным образом передаются рулевой тяге и, соответственно, маятниковому рычагу. Таким образом, корпус постепенно деформируется и разрушается. Для снижения эффекта трения дополнительно используются подшипники. Если рулевое колесо начинает заедать или требует для вращения существенных усилий, это означает, что перечисленные компоненты вышли из строя. Управление транспортным средством в этом случае ставится под угрозу.
Если имеет место деформация маятникового рычага, то с нижней части капота об этом оповещают специфические звуки, похожие на пощелкивание. Ход руля также меняется с привычного на нетипичный, демонстрируя люфт или, напротив, поддаваясь управлению довольно туго. Перечисленные признаки свидетельствуют о наличии поломки механизма. Перед тем, как заменить весь узел, следует определить конкретную неисправность, вполне возможно, что справиться с ней можно посредством затягивания болтов и гаек.
Диагностика механизма осуществляется довольно просто, для этой цели достаточно иметь под боком эстакаду или яму. Специалисты нашей компании обычно поступают так: берут рычаг рукой и раскачивают его. Если при этом выявляются те или иные отклонения, то это говорит о том, что втулки нуждаются в замене либо следует подтянуть гайки.

Каким образом мастера ликвидируют неисправности рулевого маятника

Для настоящего мастера ремонт рулевого маятника — процесс несложный, для его проведения, в первую очередь, разъединяются маятник и шарнир рулевой тяги, после чего расслабляются посредством откручивания те места, в которых отдельные детали механизма скрепляются друг с другом. Под ними открываются шайбы, количество и расположение которых нужно сразу запомнить, в противном случае, после сборки маятник будет перекошен.

Для ремонта требуется выполнить следующие манипуляции:

  • надежно зажать узел, для чего идеально подойдут тиски;
  • при помощи пассатижей извлечь шплинт для облегчения откручивания гайки;
  • снять шайбу при помощи отвёртки;
  • убрать остальные элементы, которые проверяются на наличие дефектов и заменяются при необходимости.

Сборка механизма осуществляется строго наоборот, предварительно каждый элемент следует смазать.

Послать вопрос

Яндекс.Метрика