На грузовом транспортном средстве, спецтехнике или автобусе продольная рулевая тяга передаёт поступательное действие редуктора на колесную пару. Именно таким образом водитель управляет техникой. Помимо этого, рулевая тяга используется для поворота колес одной оси на определенный угол. Сделать это можно только таким образом, так как радиус поворота колёс не может быть одинаковым при маневрировании, они не остаются параллельными.
Если говорить о неисправности рулевой тяги, то тем самым элементом, который чаще всего подвергается износу, является шарнир и резиновый вкладыш. Если эти элементы выходят из строя, то вся система ломается и нуждается в незамедлительном ремонте. В качестве причины неполадок данного типа выступает обычный физический износ комплектующих в процессе эксплуатации. Пыльник рулевой тяги повреждается из-за попадания в него загрязнений и пыли. В отдельных ситуациях непосредственно тяга выходит из строя из-за механических воздействий. Геометрия ее может быть нарушена, если случился удар по ведущим колесам, учитывая состояние многих дорог, поездка на большой скорости может стать подобного рода провокатором, равно как и столкновения с бордюром или лежачим полицейским. Для того чтобы избежать вероятных проблем, следует своевременно диагностировать рулевое управление в целом и исследовать состояние рулевой тяги в соответствии с плановыми техническими осмотрами. Опять же, случаются ситуации, когда в мастерскую стоит обратиться и внепланово. Делать это рекомендуется при появлении следующих проявлений:
- повышенные вибрации и стук в рулевом колесе при движении;
- биение руля при прохождении препятствий;
- увеличение люфта, когда руль поворачивается не сразу;
- затрудненный поворот рулевого колеса;
- крен автомобиля в одну сторону даже при езде по ровному дорожному покрытию.
Любые из перечисленных проблем с рулевой продольной тягой неизменно отражаются на безопасности дорожного движения. Именно поэтому при возникновении отклонений от нормы автомобиль чаще не проходит техосмотр, а значит, не допускается последующей эксплуатации, что для коммерческой техники просто недопустимо. Опять же, несвоевременная ликвидация неполадок рулевой тяги может стать причиной возникновения серьёзных последствий и удорожания ремонта в целом.
Ремонт продольной рулевой тяги — занятие ответственное и достаточно сложное. Для того чтобы сэкономить время и решить проблему максимально оперативно, рекомендуется обращаться за помощь только в специализированную мастерскую, где специалисты выполнят работы любой сложности по привлекательной цене и по всем правилам.
В каких случаях может потребоваться замена рулевой тяги
Зачастую именно замена является лучшей альтернативой любому ремонту, так как последний обходится гораздо дороже. Кроме того, если отреставрировать такой компонент, то вряд ли заводские параметры будут соблюдены на все 100%. Замена рулевой продольной тяги осуществляется в комплексе попарно, для того, чтобы в дальнейшем не столкнуться с повторными ремонтными мероприятиями и необходимостью тратить средства.
Для того чтобы заменить продольную тягу, автомобиль поднимается на домкрат или подъемник. Для этой же цели с определенной стороны передние колёса выворачиваются в противоположную сторону. Шаровый шарнир закрепляется с помощью гайки, которая раскручивается, после чего снимается и шарнир стойки. Это нужно, чтобы тяга с лёгкостью соскользнула с механизма.
Установка новой продольной тяги осуществляется в обратной последовательности, в обязательном порядке мастера обращают внимание на то насколько правильно они выполняют все соединения. В частности, речь идёт о соответствии головок местам монтажа. После этого можно опустить переднюю ось автомобиля и затянуть гайки крепления шаровых пальцев.
Перед тем, как приступить непосредственно к замене тяг, следует нанести на определенные элементы специальную проникающую смазка, она может потребоваться на все резьбовые соединения — таким образом можно облегчить откручивании крепежей. После ослабления соединения достаточно воспользоваться трещоточной рукояткой. Большого усилия для этого не требуется.
Также специалисты пользуются небольшой хитростью для того, чтобы болты можно было вынуть без особого труда и не допустить закисания резьбы. Перед установкой ее также смазывают обычным солидолом. Если в дальнейшем потребуется какое-либо вмешательство, они с легкостью открутятся.
Кроме того, производители для обеспечения нормальной безопасной работы транспортного средства рекомендуют перед каждым выездом проверять, насколько свободно осуществляется ход рулевого колеса. Если регулировка выполнена правильно, то погрешность не превышает определенной величины, указанной в руководстве по эксплуатации техники. Если показатель значительно отличается от стандарта, это свидетельствует о необходимости в срочном порядке отрегулировать механизм.